Британские власти предлагают новые меры противодействия «российским олигархам»

Пятница, 27 июля, 2018 ()

Несмотря на то что тупик антироссийской санкционной политики осознаётся и озвучивается в Европе уже на самом высоком уровне, попытки навязать Москве свои правила игры и каким-то образом надавить на крупный российский бизнес продолжаются. Пионером в этом вопросе стала Великобритания, перещеголяв даже своих заокеанских покровителей из Вашингтона.
В немалой степени фактологическую базу для новых обвинений России поставляют российские оппозиционеры и эмигранты, как это произошло в случае с Владимиром Ашурковым, ближайшим соратником основателя ФБК Алексея Навального. Именно Ашурков был одним из ключевых экспертов комитета по иностранным делам Палаты общин британского парламента при подготовке первоначального доклада о капиталах «российских олигархов», опубликованном в конце мая нынешнего года. Активное участие в подготовке доклада подтверждается обильным цитированием его оценок в тексте, в чём можно лично убедиться, почитав эти материалы на сайте британского парламента.
Доклад, а также рекомендации по ужесточению антироссийских санкционных мер были затем направлены в правительство Великобритании — ответы и расширенные комментарии британского кабинета были обнародованы комитетом по иностранным делам Палаты общин. В своих оценках конфронтационного курса в отношении России британское правительство подтвердило свою «решимость» бороться с российскими олигархами и их «незаконными активами» в Великобритании. Для этой цели — практика выдачи так называемых «Ордеров на богатство неясного происхождения», а вопросы по разным кейсам российских олигархов будут переданы в ведение министру по вопросам безопасности и экономических преступлений в структуре британского Хоум-офиса.
В ответе британского кабинета затрагивается вопрос об ограничениях на торговлю российскими суверенными бондами. В ответе правительства Великобритании отмечается, что российские банки, учреждённые по законам ЕС, не подпадают под санкционные ограничения — упоминается, в частности, банк VTB Capital Inc. в связи с его «особой ролью» в размещении российских суверенных евробондов. Комитет по международным делам Палаты общин предлагал запретить размещать на международных финансовых площадках эмиссии акций, в которых так называемым букраннером (управляющий эмиссией) являются физлица под санкциями или подсанкционные банки — но для этого нужно будет консенсусное решение всех государств ЕС, но такого консенсуса в Европе нет.
При этом для целей раскрытия «преступных схем отмывания капитала» российскими гражданами и «приближёнными Кремля» предлагается уже во второй половине текущего года внести в британский парламент закон HCWS425 — «Акт о раскрытии бенефициаров владения из иностранных юрисдикций», согласно которому будут раскрываться личности собственников компаний и недвижимости на территории страны. В качестве меры реагирования на проникновение в страну «грязных денег» в структуре МВД будет создан специальный Центр по экономическим преступлениям с первоочередной задачей остановить поток «капиталов, нажитых коррупционным путём», и закрыть так называемый русский ландромат.
Говоря о «русских ландроматах» необходимо указать на тот факт, что фактически использовались два маршрута — прибалтийский и молдавский. Так, по данным Международного центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), существовала целая схема отмывания российских денег именно через Молдавию и Латвию. Журналисты-расследователи назвали её «молдавским ландроматом» — по мнению экспертов OCCRP, через систему молдавских и прибалтийских банков из России было выведено порядка 21 миллиарда долларов с 2011 по 2014 год.
Схема включала в себя заключение фиктивных договоров займа между зарубежными фирмами-однодневками и российскими контрагентами, в результате чего российские фирмы выплачивали несуществующие долги через иностранные банки, минуя таким образом механизмы финансового контроля. Ключевыми участниками схемы был молдавский Moldindconbank и латвийский Trasta Komercbanka. Однако очевидно, что речь идёт о банальном отмывании криминальных доходов и выводе денег из национальной юрисдикции. И совершенно непонятно, по какой причине к этим антиотмывочным кейсам пытаются «пристегнуть» политически мотивированные преследования российского бизнеса в Соединённом Королевстве.
В целом концепция санкционного противостояния в её медийной трактовке состоит в том, что правительство Великобритании пытается играть в «доброго» и «злого» полицейского, рассказывая версии, согласно которым конфликт касается якобы только российского правительства, а не народа в целом.
— Премьер-министр абсолютно чётко дала понять, что наш спор ведётся не с российским народом, наша полемика — с российскими властями, — заявил официальный представитель правительства Великобритании в комментарии агентству Reuters.
Вместе с тем после публикации первоначального текста доклада комитета по международным делам Палаты общин пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков предупредил иностранных инвесторов, что Лондон после своего доклада может объявить их инвестиции, которые были вложены в экономику Соединённого Королевства, «грязными деньгами». В Кремле также отметили, что отказ Лондона от средств, инвестируемых в экономику страны российским бизнесом, будет проявлением недружественной и несправедливой конкуренции.

Главная