Роскомнадзор хочет регулировать фитнес-браслеты
В России готовят закон о «больших пользовательских данных» (БПД). Это объединение всевозможной информации о человеке, которая скапливается в Интернете. Как рассказал глава Роскомнадзора Александр Жаров на конференции «Защита персональных данных», разработкой регулирования для этой сферы занимается рабочая группа при комиссии помощника президента Игоря Щеголева.
— Используя Интернет, человек оставляет следы, — отметил Жаров. — Транснациональные и национальные компании используют эти данные. Эта сфера нуждается в регулировании.
По словам члена рабочей группы Игоря Ашманова, данные о человеке, часто незаметно для него, собирают навигаторы, поисковики и браузеры, счётчики посещений веб-сайтов, онлайновые рекламные сети, платёжные системы, а также операционные системы. Этим занимаются и многие устройства — умные телевизоры, подключенные к Сети автомобили, гаджеты «интернета вещей».
— Например, такие устройства, как фитнес-браслеты, никак не регулируются. Но они собирают информацию о здоровье человека, о его перемещениях, передают её неизвестно куда, — заявил на конференции Ашманов. — Происходит обмен и перепродажа информации в условиях правового вакуума. При этом, по его словам, информация о четырёх точках, где человек регулярно бывает, позволяет однозначно идентифицировать этого человека.
— Необходимо регулирование больших массивов информации, которые скапливаются в Сети, — отметил замглавы Минкомсвязи Алексей Соколов.
По словам Жарова, обсуждается также вопрос о создании общенационального оператора БПД. Рабочая группа рассматривает возможность предусмотреть его функции в будущих нормативных актах.
— Здоровье человека принадлежат ему самому. Но государство охраняет здоровье человека, — заявил Ашманов. — Также должно быть и с большими пользовательскими данными.
По словам гендиректора группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, собранные в Сети данные о человеке могут дать повод для давления, вымогательства, шантажа.
— А собранная по крупицам информация об отдельных сотрудниках какой-нибудь компании даёт столько материалов, что не нужна бизнес-разведка, — считает она. — Сферу данных о людях необходимо регулировать.