Все интереснее и интереснее

Суббота, 7 мая, 2016 ()

Сначала раздались выстрелы, потом крики «Ты предатель». Главный редактор газеты «Cumhuriyet» Кан Дюндар не пострадал, потому что убийцу поймали охранник и репортер.
Все это разворачивалось вчера во время суда над Дюндаром по обвинению в измене родине. Вина главного редактора левоцентристкой газеты в том, что он опубликовал материалы, из которых было понятно, что режим Эрдогана снабжает сирийских террористов оружием. Эрдоган тогда сказал «Журналист ответит за это». И вот ответил, получив приговор к тюремному заключению.
Все это – часть ускорившихся процессов, которые развернулись после ухода премьер- министра Давутоглу в отставку из-за несогласия с политикой президента. Теперь картина прояснилась – кто есть кто.
На самом деле, раздражение Эрдогана собственным премьер-министром прежде всего основывалось на том, что Давутоглу был локомотивом сближения Турции с Евросоюзом: его хорошие отношения с канцлером Меркель привели к созданию пакта «Турция – ЕС». Меркель было нужно как-то разрешить ситуацию с бесконтрольным наплывом беженцев через турецкие границы в сторону Греции. И Евросоюз для начала предложил Турции 3 миллиарда евро, чтобы возвращать беженцев обратно. А также – безвизовый въезд граждан Турции в Евросоюз на сроки меньше трех месяцев.
Прием безвизового режима упирался в 72 пункта, пять из которых Турция так и не выполнила. Один из них – подавление свободы слова. Второй – антитеррористическое законодательство, которое нынче у Эрдогана носит весьма расширенное толкование. Как говорит турецкий президент: «Неважно как ты называешься – депутат, профессор, писатель или журналист – это не значит, что ты не террорист».

Но то, что журналистам вынесены приговоры буквально через несколько дней после отставки близкого Брюсселю и Германии премьера, означает циничную демонстарцию того, где Эрдоган видал договоренности с Мерклеь. Потому что это были не его договоренности.
Почувствовав, что он остался совершенно без сдерживающих факторов, президент Турции активно торпедирует пакт с ЕС. Дело в том, что он всегда считал этот пакт унизительным для Турции и никак не мог понять, почему европейцы диктуют ему, как вести дела в собственной стране. И безвизовый режим, которым «махали» перед его носом – не более, чем подачкой. «Мы идем своим путем, вы идите своим», – говорил он открытым текстом.
Еврокомиссия рекомендовала странам Шенгена до следующей недели разрешить туркам безвизовый въезд, что в самой Европе считается весьма противоречивым решением. Этот безвизовый въезд рекомендовано ввести, несмотря на то, что Эрдоган не выполнил главного требования – перестать использовать антитеррористическое законодательство против критиков своего режима. А также – то, что он говорит о “железном кулаке” и не признает никаких внешних ограничений собственной власти.
Теперь с уходом премьера и после осуждения оппозиционных журналистов турецкому правительству будет гораздо сложнее строить игру с Евросоюзом. Тем более что именно Эрдоган открыл свои южные границы перед наплывом беженцев в Европу.
В этой конструкции – каждый элемент грозит обрушить все договоренности одним разом.
На фоне всего этого позавчера Эрдоган в своей речи заявил, что только президентская форма правления способна собрать нацию и обеспечить «стабильность и безопасность». И еще призвал к скорейшему проведению референдума, который должен сделать его практически единственным руководителем страны.

Главная