Российский асбест затроллил цейлонский чай

Вторник, 16 января, 2018 (73)

Председатель Ассоциации экспортёров чая Шри-Ланки Джаянта Карунаратне предположил в беседе с журналистами, что стоимость отложенных из-за временного запрета Россией поставок цейлонского чая составляет примерно 400 миллионов рупий (около $6 млн).
Напомним, что в середине декабря 2017 года специалисты Роспотребнадзора нашли капрового жука в упаковочном материале партии чая из Шри-Ланки, после чего запретили экспорт напитка в РФ. Однако уже 30 декабря 2017-го запрет отменили.
По мнению Джаянта Карунаратне, денежные потери у производителей чая могут возникнуть только в том случае, если сократятся российские аукционные закупки, которые составляют 12% от объёмов производства. По оценкам цейлонских экспертов, их продукция занимает 23% рынка в РФ.
Представитель отечественного розничного бизнеса отметил, что задержки в поставках из-за введённого и отменённого запрета могут составить несколько недель и даже месяцев.
— Сначала прекратились закупки, потом начались праздники в Индии, затем почти две недели отдыхали россияне, а для ввоза чая потребуется время на прохождение таможни, — пояснил он. По его мнению, задержки могут составить до двух месяцев.
Если аукционные цены в Шри-Ланке на чай не изменятся, то внутренние цены в России также, скорее всего, не изменятся, при сохранении действующего валютного курса, считает предприниматель. По его словам, потребление чая в России снижается, причем качественный цейлонский чай люди пьют все меньше, предпочитая покупать масс-маркет в продуктовых сетях.
Розничные цены на цейлонскую продукцию в Москве в январе 2018 года по сравнению с декабрём 2017-го почти не изменились. К примеру, упаковка чёрного чая (250 г) продаётся по цене 350–370 рублей.
С российским бизнесменом соглашается председатель чайной ассоциации Шри-Ланки Рохант Петиягода: «Из-за длительных праздников ситуация с запретом могла негативно отразиться на розничных ценах в РФ».
Статистика цейлонских партнёров подтверждает данные российского бизнеса: объёмы чая, закупаемого российскими покупателями, снижаются. Хотя Россия остаётся в тройке лидеров по объёмам закупок (наряду с Ираном и Турцией). Объём экспорта цейлонского чая в Россию с января по август 2017 года составил $114,18 млн, за 2016 год — $143 млн, за 2015-й — $155 млн.
Отметим, что с 2018 года Шри-Ланка планировала запретить импорт из России хризотила (вид асбеста, используемый в жилищном строительстве — в плитах и т.д.) из опасений по поводу его канцерогенности. Запрет мог отразиться на производителях сырья — отечественных предприятиях «Ураласбест» и «Оренбургские минералы».
Наблюдатели увязали эти события в одну цепочку. В зарубежной прессе появились заголовки в духе «Русский асбест прижучил цейлонский чай». Однако российские официальные лица опровергают эту связь.
— Да, мы наложили запрет на цейлонский чай, но это не имело никакого отношения к нашему асбесту, речь о насекомом, найденном в чайной упаковке из Шри-Ланки, — прокомментировал журналистам посол РФ Юрий Материй во время встречи с министром промышленности и торговли Шри-Ланки на прошлой неделе. — Если бы мы увязали проблему экспорта цейлонского чая с шри-ланкийским импортом российского асбеста, как это широко обсуждают, тогда запрет на чай должен был бы продолжаться и сейчас, не так ли?
По его словам, речь именно о российском хризотиле, который не вреден. С минералом было проведено множество исследований. Российские рабочие, которые работали в хризотильной промышленности в течение последних тридцати лет, прекрасно себя чувствуют. Ни один работник, как сообщается, не заболел онкологическим заболеванием.
— Если вы решите импортировать хризотил из России, мы будем очень счастливы, — добавил Юрий Материй.
Отметим, что 29 декабря в Россию приезжала представительная комиссия из Шри-Ланки для оценки безопасности применения в производстве российского хризотила. Её эксперты должны подготовить отчёт для Правительства Шри-Ланки к середине января.
Сейчас, по словам помощника министра промышленности и торговли Шри-Ланки Джозефа Таварая, запрет на ввоз из России хризотила отменен. Однако правительство ставит целью планирует полностью избавиться от использования асбеста (и в том числе хризотила) к 2029 году.
Шри-Ланка входит в число ведущих покупателей хризотила. По данным Министерства торговли Шри-Ланки, импорт этого сырья из России снижается. В 2015 году он составил в денежном выражении $27,92 млн, а в 2016 году — $28,80 млн, с января по август 2017 года — $13,57 млн. Это подтверждают и источники Лайфа в отрасли. По их данным, тот же «Ураласбест» экспортировал в Шри-Ланку в 2017 год (за 11 месяцев) лишь 2,6 тысячи тонн хризотила, хотя в 2016-м объём был в два с лишним раза больше — почти шесть тысяч тонн. При этом весь объём производства российского хризотила составил 535 тысяч тонн (194 тысячи тонн ушло на экспорт, в 2016 году экспорт составил 200 тысяч тонн).
Промышленный эксперт Леонид Хазанов уверен, что если бы власти Шри-Ланки в самый последний момент не отменили запрет, то он негативно сказался бы на экономике российских производителей.
— Особых перспектив для роста использования хризотила в России нет. В долгосрочной перспективе возможна переориентация поставок в другие регионы мира, например в Африку, а кратко- и среднесрочной запрет мог бы негативно отразиться на ситуации с персоналом, который пришлось бы сокращать из-за падения выручки и снижения рентабельности производителей, — сказал Лайфу Леонид Хазанов.
Представители «Ураласбеста» отказались от комментариев.
Выручка от продажи хризотила российскими предприятиями составляет около $600 млн в год (по МФСО). Около 75% этого сырья поставляется на экспорт, следует из годового отчёта «Ураласбеста».

Главная