Фазиль Искандер: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию»

Воскресенье, 31 июля, 2016 (376)

— Я и сейчас думаю, что совесть — самое главное. Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное — надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть — базис, а экономика — одна из важнейших надстроек. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса. А экономика без базиса совести — это зверинец с открытыми клетками, что мы и видим сегодня у нас».
— Мы знаем, что отдельные люди поддаются воспитанию, но человечество в целом не воспитуемо. Божественный парадокс существования состоит в том, что мы, зная, что человечество не воспитуемо, должны жить так, как будто оно воспитуемо. Иначе наступит хаос. 
— «Интеллигентного человека бывает легко обмануть и ограбить в жизни, но настолько же трудно его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек по сравнению с обычным оказывается крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства свои он хранит не в кубышке, а в Банке Мирового Духа. И, многое потеряв, он может сказать, да и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать Пушкина и Толстого — значит, далеко не все потеряно».
«Неумение народа ладить с другим народом есть продолжение неумения ладить человека с человеком».
«Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что фундаментом  человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть — самый грандиозный источник человеческой энергии».
«По-моему, патриотизм — это театр, где вход без билетов. И у каждого зрителя есть шанс стать актером. Одни именно по этим причинам бегут туда, а другие именно по этим причинам смущаются и проходят мимо».
«Свободный человек — это человек, чуткий к свободе другого, и потому он свободно и непринужденно самоограничивается. Понять свободу, как вещь для собственного потребления — все равно, что сказать: «Я щедрый человек. Я хорошо угостил себя»»
«А ведь в сущности национальных характеров нет, есть национально окрашенные добродетели и пороки. Иногда они так густо окрашены, что действительно кажутся национальными характерами»
«Вот представим, что знаменитое изречение Ницше: падающего толкни — стало бы государственным законом. Скольких не падающих толкали бы… «Он же не падал, почему ты его толкнул?»  — «А мне показалось, что он падает». Марксизм, в сущности, и есть ницшеанство, только без его поэзии. В роли сверхчеловека выступает диктатор. Его главный лозунг: вокруг нас враждебное окружение, мы должны толкнуть их. И толкали как могли. В результате развалились сами, причем без всякого внешнего толчка. Это лишний раз напоминает нам о том, что каждый человек и каждое общество прежде всего должны быть озабочены собственной устойчивостью. Сосредоточившись на мысли о чужой неустойчивости, и отдельный человек, и общество невольно забывают о собственной устойчивости».
«Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен. Наша классическая литература признана всем миром как самая совестливая. Мы редко задумываемся над тем, что это же настоящее чудо: за каких-то 70 лет — с 1820-го (начало зрелости Пушкина) до 1890-го (зрелость Чехова) — в России была создана поистине великая литература. Европейской культуре на подобный процесс понадобилось почти 500 лет. «Война и мир» и «Братья Карамазовы» — это не только непревзойденные художественные образцы, в них —  суть тысячелетней христианской цивилизации».
«Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться в том, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путем, и будет настоящим юмором».«Ну а мой Чегем – это тоска по цельной жизни и по цельным характерам. Обломки этой цельной патриархальной жизни я еще застал в своем чегемском детстве. Из них я строил свой литературный дом. Юмор, ирония, сатира, лирика и сама правда, даже в ее высшем смысле, для меня имеют значение только тогда, когда поднимают и укрепляют дух человека. Похожая мысль есть у Мандельштама. Он говорит: если поэзия не лечит, значит, это не поэзия. Ничто так не радует, как если ты вдруг узнаешь, что твою заветную мысль уже высказал другой. Значит, она объективна».
Источник: РГ, 2011 г. 
О Фазиле Искандере: 
Юрий Крохин, писатель, эссеист, журналист: «Не уставал восхищаться достоинством и простотой, с которыми Искандер держался в любой обстановке, в любом окружении…Он не очень-то жалует нахрапистую журналистскую братию: кто-то когда-то переврал его слова или бездарно сократил, по поводу чего Фазиль Абдулович заметил как бы про себя: «Меня Твардовский не правил…»А в день присуждения ему Государственной премии Российской Федерации диктор радио сообщил, что таковой удостоен абхазский писатель Фазиль Искандер. Вроде бы и не ошибка, но сам Фазиль Абдулович утверждал определенно: «Я писатель юга России»…
— В молодости я писал только стихи, — рассказывает Фазиль Искандер. — И при этом всерьез полагал, что буду писать их всю жизнь. Причем длительное время находился под влиянием Маяковского. А прозу начал писать лет в тридцать. Как раз в то время издали Бабеля. Я прочитал и был ошеломлен «Конармией», одесскими рассказами. И тогда понял: принципиальной разницы между прозой и поэзией нет. Новеллы Бабеля это, в сущности, стихи в прозе. Выходит, и в прозе можно оставаться поэтом…
Источник: Созвездие Икара
Павел Басинский, российский писатель, критик: «Фазиль Искандер — драгоценный талант, украшающий наше не слишком прекрасное время… Искандер прошел свой путь и идет далее удивительно достойно — внутри современной литературы, которую искушали то власть, то рынок. Он настоящий, живой классик…».«Проза Фазиля Искандера уже давно вышла за рамки просто литературы и стала частью просто нашей жизни. Его Сандро – это уже не только литературный, «бумажный» герой. Он реально живет в тех домах, где на полках любовно хранятся книги Искандера. И не просто хранятся, но перечитываются. Редкий из живущих ныне писателей удостоен этой чести».
Источник: ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР — ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ
Константин Кедров, поэт, философ:
«Искандера прочитали все, кто умеет читать и смеяться. Между прочим, эти два дара в русской литературе слитны и нераздельны.
Искандер верен главной традиции русской классики — найти в человеке человеческое, даже если он никогда человеком не был. Поэтому и кровавые «Пиры Валтасара» воспринимаются, несмотря на весь трагизм, как знакомая сказка. Демагогическая тирада тирана: «Не мы сажаем — народ сажает», — к величайшему сожалению, правда. Если бы народ не хотел, Сталин бы не сажал. Все тираны на самом деле идут на поводу у толпы. В этом секрет их неиссякаемой популярности. Пожалуй, только Искандер разглядел тысячелетние восточные корни сталинского террора…».
Источник: ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР — ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ
 

Главная