Ливийская революция пожирает своих отцов

Среда, 12 сентября, 2012 (169)

Ливийская революция пожирает своих отцов

На сей раз посол Стивенс оказался в Бенгази случайно: он приехал туда из столицы с кратким визитом. Но именно в этот момент сотни радикальных исламистов, выкрикивая антиамериканские лозунги, пошли на штурм генконсульства — произошло это как раз в годовщину терактов 11 сентября 2001 года. Поводом для атаки стал выход в США фильма, который многие мусульмане сочли оскорблением пророка Мухаммеда. Впрочем, атаковавшая посольство толпа мало напоминала стихийно собравшихся демонстрантов — это были боевики, вооруженные гранатометами, которые и были пущены в ход.

Ливийская охрана и американские морские пехотинцы, сопровождавшие посла, попытались организовать оборону, но безуспешно. Сопротивление было сломлено, исламисты ворвались в здание, громили офисы, выносили компьютеры, фотографировались на фоне сгоревших машин. Посол Стивенс был эвакуирован из генконсульства в бессознательном состоянии. По предварительным данным, он отравился угарным газом и умер в больнице. Кроме того, погибли сотрудник пресс-службы госдепартамента Шон Смит, двое морских пехотинцев и десять сотрудников ливийских служб безопасности.

Кристофер Стивенс стал первым американским послом, погибшим за 33 года,— в 1979 году террористы похитили главу дипмиссии в Кабуле Адольфа Дабса, во время операции по освобождению он был убит.

«Я спрашиваю себя, как это могло произойти? Как это могло произойти в стране, которую мы помогли освободить, в городе, который мы помогли спасти от разрушения? Это показывает, насколько сложным, запутанным может быть мир»,— не скрывала эмоций госсекретарь Хиллари Клинтон.

Как объявили власти США, в ближайшие дни в Ливию будут направлены 200 бойцов антитеррористического подразделения морской пехоты. По официальной версии, их задача — обеспечение безопасности остающихся в стране американских граждан. Эксперты, однако, считают, что отныне делом чести для спецслужб США станет уничтожение организаторов нападения на генконсульство. И именно охотой на них займется «антитеррористический десант».

Особенно важна эта «акция возмездия» для президента Барака Обамы: его соперник-республиканец Митт Ромни уже попытался использовать трагедию в предвыборных целях, обвинив Белый дом в неспособности противостоять террору. Ромни назвал «постыдной» первую реакцию администрации, которая, по его словам, «не осудила тех, кто совершил атаку, а скорее выразила им сочувствие».

Впрочем, уже скоро выяснилось: Ромни явно перегнул палку. Его возмущение вызвало заявление не администрации Обамы, а посольства США в Каире. Оно было сделано еще до атаки в Бенгази и относилось к совсем другому событию — акции, проведенной исламистами в Каире. Там демонстранты прорвались на территорию посольства США, сорвали звездно-полосатый флаг и водрузили вместо него черный баннер с надписью «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». В результате этого нападения никто не пострадал, полиция сумела навести порядок, убедив демонстрантов разойтись. В заявлении американского посольства осуждались «попытки отдельных личностей задеть религиозные чувства мусульман».

Дипломаты имели в виду авторов малобюджетного любительского фильма, который спровоцировал волнения в Каире, а позже в Бенгази. Гнев исламистов вызвало появление в интернете трейлера к киноленте, в котором пророк Мухаммед изображен мошенником и ловеласом, призывающим к массовым убийствам. В создании фильма участвовали живущий в США выходец из Израиля Сэм Бэсил, два египетских копта и, по некоторым данным, пастор из штата Флорида Терри Джонс, скандально известный сожжением Корана.

Лагерь Обамы жестко отреагировал на критику Ромни, заявив, что республиканец использует национальную трагедию в политических целях. «Мы шокированы тем, что в момент, когда Америка оплакивает гибель одного из наших дипломатов в Ливии, сенатор Ромни предпочитает вести политическую борьбу»,— заявил представитель предвыборного штаба Обамы Бен Лаболт.

Правительство Ливии принесло извинения Соединенным Штатам и всему миру, пообещав покарать виновных. Но в том, что оно сумеет это сделать, уверенности нет. Драма в Бенгази продемонстрировала, что страна стоит на грани распада. Центральные власти в Триполи не контролируют ситуацию в богатой нефтью восточной провинции Киренаика, где в прошлом году началось восстание против Каддафи. После его свержения провинция фактически откололась от остальной страны, а в ее административном центре — Бенгази бывшие повстанцы сформировали собственные параллельные органы власти.

Нападение на дипмиссию в Бенгази стало самой серьезной антиамериканской акцией в странах «арабской весны», где падение «светских диктаторов» привело отнюдь не к торжеству демократии, а к усилению исламистов и к радикализации значительной части населения. Для Вашингтона это тревожный сигнал: после свержения Муамара Каддафи, известного своим антиамериканизмом, отношение к США в Ливии не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Во времена джамахирии, после того как Вашингтон и Триполи восстановили дипотношения в 2006 году, на дипмиссии США никто не нападал и их сотрудников не убивали.

Главная