Куда подальше

Четверг, 9 февраля, 2012 (619)

Куда подальше

Каждый год 15 тысяч наших соотечественников едут лечиться за границу. Большинство из них делает это по необходимости. Всем известно, что по качеству услуг отечественная медицина не может сравниться с мировым уровнем, в очереди к хирургу можно провести месяцы и даже годы, а иногда законодательство в сфере здравоохранения не позволяет проводить многие жизненно необходимые операции. Вот только в этом бизнесе вероятность наткнуться на некачественные услуги из-за многочисленных «откатов» очень высока.

В иностранные клиники обращаются в первую очередь те, кому наши врачи помочь не могут. Так, например, родители детей, которым требуется пересадка сердца или легких, вынуждены уезжать, поскольку в России эти операции до недавнего времени были запрещены, а с новым законом запрет хоть и снят, но условий для подобных манипуляций пока не создано. Но есть и те, кто отправляется за рубеж в качестве медицинского туриста по собственной воле.

По словам академика РАМН, руководителя отделения кардиохирургии Российского научного центра хирургии имени Б. В. Петровского Юрия Белова, люди, которые отправляются лечиться за границу, делятся на три категории. Первые привыкли думать, что «у иностранцев все лучше», вторые — публичные люди, которые не хотят огласки на родине и к тому же могут себе позволить оплачивать услуги лучших докторов, и третьи и самые многочисленные — кому не могут оказать помощь российские врачи.

На обсуждении в рамках академического часа «Еду лечиться за рубеж. Почему?» ведущие медики России обратили особое внимание на то, что сегодня, к сожалению, от мошенничества не застрахована ни одна из категорий больных, которым требуется сложное лечение. Компании, предоставляющие подобные услуги, зачастую просто пользуются медицинской репутацией страны, отправляя клиентов в клиники не самого высокого уровня.

Как отметил академик РАМН, заведующий отделом рентгенохирургических методов исследования и лечения сердца и сосудов Института кардиохирургии имени В. И. Бураковского Баграт Алекян, все чаще российские больные, отправляясь за границу, получают не высококвалифицированную помощь, а искусственно растянутое дорогостоящее лечение.

«Несколько лет я провел в Израиле. Пришлось лечиться от рака крови. Первая клиника, в которую я попал, оказалась, мягко говоря, слабой. Врачи вели себя так, будто они роботы, а не люди, спасающие жизни. Некоторые процедуры, которые, как выяснилось потом, можно было сделать за один раз, мне растягивали на несколько недель. Естественно, все это время я оплачивал стоимость пребывания в клинике, — рассказывает „Труду“ москвич Антон Колесников. — Только через несколько месяцев, уже от людей, давно живущих там, я узнал, в какой клинике стоит лечиться, и перевелся туда, где меня окончательно поставили на ноги».

Объяснить нашим соотечественникам, что «иностранный специалист» и «хороший врач» не всегда понятия-синонимы, не так-то просто. Чтобы выглядеть убедительнее, компании-посредники прибегают к помощи громких имен.

«Мне лично поступали подобные предложения. Звонили из иностранной клиники, видимо наши, говорили по-русски, предлагали сотрудничать. Говорили, что с таким именем я могу давать рекомендации нашим больным лечиться там, — возмущенно говорит кардиолог Юрий Белов. — Но разве я могу так поступать, торговать добрым именем?»

Система медицинского туризма отлажена в России с 90-х, когда выезжать за границу старались по любому поводу. Как в любом направлении туристического бизнеса, здесь встречаются и нечистоплотные туроператоры. Они договариваются с иностранной клиникой, находят российских специалистов, готовых рекламировать своих зарубежных коллег, и отправляют пациентов на лечение. «Откат» посредникам составляет примерно 10–15%.

Проблема в том, что зачастую клиники эти не отличаются высоким качеством услуг. Так, небольшие больницы, работающие с молодыми специалистами, не всегда хотят обслуживать граждан своей страны: в случае, если что-то пойдет не так, инцидент сразу же подлежит огласке и может вызвать резонанс в обществе. Иностранцы реже устраивают скандалы, намного больше беспокоясь об анонимности, особенно когда речь о пластических и прочих операциях, связанных с внешностью, например комплексах омоложения или липосакции.

Учитывая, что цены на услуги за рубежом в пределах страны существенно не различаются, получается, что за те деньги, которые пациент готов платить за помощь врачей с мировым именем, он получает помощь, которую ему могли бы оказать в любой оте-чественной больнице, и выезжать из России для этого не обязательно.

«Прежде чем принять решение отправиться в другую страну, проконсультируйтесь с несколькими специалистами из разных организаций. Узнайте, какая репутация у клиники на внутреннем рынке медицинских услуг в выбранной стране. Почитайте отзывы пациентов, причем и иностранцев, и тех, кто проживает там», — советует юрист Анна Котова.

По словам юриста, необходимо проверить право клиники на ведение врачебной деятельности, наличие лицензий у врачей. Нужно просчитать все возможные варианты лечения и его стоимости. И самое главное — не доверяться слепо принципу «дорого — значит качественно».

Главная

 

Оставить отзыв

Вы должны войти чтобы оставить отзыв.